Вначале, что естественно, человек тысячелетиями передвигался по планете, что называется, «на своих двоих». Затем, столетиями, — на прирученных им для целей передвижения животных. И лишь в последнее историческое время — пересел на «железного коня».
АВТОМОБИЛЬ, КАК ИГРУШКА
АВТОМОБИЛЬ (греч. autos — сам и лат. mobilis — двигающийся). Экипаж, приводимый в движение каким-нибудь внутренним механическим двигателем.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – Чудинов А. Н., 1910.
АВТОМОБИЛЬ (гр. autos сам + лат. mobilis подвижной) самоходное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по безрельсовым дорогам; приводится в движение установленным на нём двигателем (чаше всего двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине или дизельном топливе).
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.
Какой словарь ни бери, основополагающим будет понятие «самодвижущийся». А значит, первым прообразом автомобиля (из дошедших до нас летописных упоминаний) можно считать и игрушку…
Так, фламандский иезуит-миссионер и учёный Фердинанд Вербист, проповедовавший в Поднебесной во времена династии Цин, в 1672 году изготовил таковую игрушку для китайского императора. Более часа могла двигаться та паровая тележка на одной заправке угля. В её описании Вербист впервые упомянул термин «мотор» в его нынешнем значении.
Творение Вербиста было небольшим по размеру, вследствие чего не могло везти водителя или пассажира. Но, вполне возможно, именно эту первую по упоминаниям работающую самоходную паровую тележку и можно называть первым автомобилем.
ВСЁ ЛОГИЧНО, ВСЁ — ИСТОРИЧНО
Динамику появления и эволюции современного автомобиля проследить несложно.
Судите сами: человек оседлал лошадь. А затем, следуя своей извечной тяге к комфорту, пересел с «неудобной» спины лошади (слона, верблюда, мула) в более удобные тележки, приводимые в движение всё тем же конём — повозки, кебы, кареты… Соответственно логике, и первые автомобили выглядели также, как и предшествующие им повозки, только без упряжки…
Эволюция двигателя автомобиля также очевидна: лошадь (не зря же мощность современных двигателей мы измеряем именно в «лошадиных силах»), паровая машина, двигатель внутреннего сгорания.
К слову, если бы индустриализация происходила не в Европе, а, скажем, в Африке или на Ближнем Востоке, вполне возможно тогда бы мы измеряли мощности моторов в «верблюжьей» или даже в «слоновьей силе»…
Были и первые попытки разработки электромобилей, но на них мы подробно останавливаться не будем, дабы не затянуть суть повествования…
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЯ
- Ещё в начале 1500-ыx годов Леонардо да Винчи набросал в чертежах и описал безлошадную механизированную тележку. Как и многие его гениальные проекты, она не была построена при жизни великого маэстро. Тем не менее, муляж прототипа находится на выставке в Chateau Clos Lucé, последнем доме Леонардо, в настоящее время — музее.
- Во времена, когда жители Запада впервые открыли для себя Китай, они обнаружили в Поднебесной парусные колесницы. Древние прародители автомобилей приводимые в движение ветром, уже тогда использовались китайцами в своих практических целях. А в 1600 году Симон Стивен из Голландии построил одну из них, в которой помещалось аж 28 человек. За два часа «колесница» покрывала расстояние в З9 миль (6З км).
- Француз Никoлac-Джoзeф Kугнoт в 1769 году построил самоходную машину c паровым двигателем. Это была тележка, предназначенная для перемещения артиллерийских орудий. Двигалась она со скоростью 2 мили в час (З,2 км/ч). Она должная была останавливаться каждые 20 минут, чтобы набрать новую порцию пара.
- В 1680 году Христиан Гюйгенс, более известный своим вкладом в дела астрономии, разработал прототип двигателя внутреннего сгорания, работающего на порохе. Однако до практического построения и испытания этой чудо-техники в действии дело, увы, так и не дошло.
- Англичанин Самюэль Браун в 1826-ом изменил паровой двигатель под сжигание в нём бензина. Он хотел поставить его на карету. Но этот пpoтoмoбиль также никогда не получил широкого распространения.
- 1858 год Жaн-Жoзeф-Этьeн Лeнуap запатентовал двигатель внутреннего сгорания c двойным действием: работающий на жидком топливе и на угле. В последствие он улучшил свой двигатель, чтобы тот работал на нефти, привязал его к трёхколёсному вагону и проехал 50 миль.
- 187З: американский инженер Джордж Брайтон разработал двухтактный двигатель на керосине. Он считается первым безопасным и практичным масляным двигателем.
- В 1876 году Николаус Август Отто запатентовал в Германии первый четырёхтактный двигатель.
- 1885 год. Готлиб Даймлер из Германии изобрёл прототип современного бензинового двигателя.
- Французский изобретатель Рудольф Дизель в 1895 году запатентовал дизельный двигатель, c воспламенением от сжатия. Который стал очень эффективным двигателем внутреннего сгорания.
ДАЙМЛЕР, МАЙБАХ ИЛИ БЕНЦ?
Разработчиком двигателя внутреннего сгорания считается, всё же, Э. Ленуар. В 1860 году он придумал самый первый двигатель, в котором топливо сжигалось внутри. Эта разработка стала важным шагом в автомобилестроении.
Первые же автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, придумали в Германии в 1886 году. Миру были представлены сразу два механизма, созданные разными изобретателями независимо друг от друга. Так дуэт Готлиба Даймлера с Вильгельмом Майбахом показал четырехколёсный самоходный экипаж, а Карл Бенц получил патент на трёхколёсное транспортное средство.
Внесли свой вклад в мировое автомобилестроение и русские умельцы. Самым известным, пожалуй, является одиозный Иван Кулибин. Он придумал трехколёсную самокатку, которая ездила по городу со скоростью в 16 км/ч. Здесь были даже некоторые детали, которые применяются в современном транспорте и по сей день. Например, тормоз и коробка передач.
Однако только Карл Бенц выполнил все четыре необходимых условия, которые позволили ему стать полноправным обладателем звания конструктора первого в мире автомобиля. Условия таковы:
- Доработанная конструкция транспорта.
- Создание образца и его публичное представление.
- Оформление необходимого патента.
- Организация производства.
ПЕРВАЯ АВТОЛЕДИ
Интересный факт: одну из главных ролей в популяризации автомобиля, как личного транспорта, сыграла жена Карла Бенца Берта. Она совершила первый в мире заезд длиной более чем в сто километров, причём не одна, а в компании своих детей. Сведения о причинах, побудивших её на такое путешествие, разнятся.
Согласно одной версии фрау Бенц просто решила навестить тайком от мужа свою мать.
Вторая же версия посложнее. Считается, что Карл хотел совершить первый заезд с семьёй, дабы разрекламировать своё изобретение. Однако проделав всего пару километров, из-за засорившегося шланга подачи топлива, автомобиль заглох. Это обстоятельство вывело главу семейства из себя. И он в гневе ушёл домой, бросив машину вместе с семейством посреди дороги. Однако его находчивая супруга, якобы, использовала для прочистки шланга длинную заколку, вынутую из своей шикарной причёски. А затем самостоятельно завершила запланированное путешествие.
Но какая бы из историй не являлась правдивой, само по себе это событие по-прежнему считается одним из самых важных в популяризации и развитии автомобиля. Потому что до этого случая общественность с недоверием относилась к самодвижущимся экипажам.
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ: ФАКТЫ И ВЕХИ
- 1888 г. — начался серийный выпуск Motorwagen компанией Benz & Company в Германии. Спустя несколько месяцев и во Франции, но уже по лицензии.
- 1889 г. — создание в Италии компании FIAT и выпуск первого автомобиля под той же маркой.
- 1890 г. — Майбах и Даймлер основали акционерное общество DMG, и спустя два года был продан первый Daimler.
- 1894 г. — DMG выкупил англичанин Ф. Симмс, а компания стала официальным поставщиком авто для британской короны.
- 1898 г. — выпуск первых Renault во Франции.
- 1905 г. — Г. Форд придумал свой концепт самоходного механизма и запустил его массовое производство в 1916 г.
- 1905-1907 гг. — изобретение автомобилей японскими конструкторами.
- 1917 г. — старт продаж японских Mitsubishi, механика которых была полностью скопирована с итальянского бренда FIAT.
- 1924 г. — начало автомобилестроения в СССР.
- 1926 г. — слияние компаний Benz & Company и DMG под руководством будущего знаменитого основателя компании Porsche и выпуск новой улучшенной марки автомобилей Mercedes-Benz.
- 1946 г. — советский автопром выпустил первый в мире «бескрыльный» кузов.
Материал подготовил Дмитрий Конинин
Фото: Yandex
Материал подготовлен на основе открытых источников
Читайте нас в Telegram
Читайте нас на ЯндексДзен
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Инь и ян современного автопрома