2 августа. День железнодорожника

Имеется повод
В России ежегодно в первое воскресенье августа отмечается замечательный профессиональный праздник День железнодорожника. В 2020-м году это торжество выпало на 2-е число

День железнодорожника объединяет всех работников стальных магистралей, вне зависимости от занимаемой должности, специализации, стажа. Это — ОБЩИЙ праздник

Впервые в России это профессиональное торжество стали отмечать ещё в позапрошлом веке. 28 июня 1896 года был издан приказ Николая I — о чествовании работников стального полотна. Поначалу планировалось «привязать» дату к событиям 30 октября 1837 года: тогда, как известно, от Санкт-Петербурга до Царского Села отправился первый русский поезд. Но глухая российская осень — не самое подходящее время для народных гуляний. А праздник как раз планировалось широко и повсеместно отмечать… И посему нововведение приурочили к годовщине рождения императора Николая I (благо оно — в разгар лета), считавшегося основателем этого вида транспорта. Тогда она являлась выходным днём.

С приходом же советской власти все торжества «во славу свергнутой монархии» — ликвидировали. Однако в 1936 году традиция была возобновлена. Проводить мероприятия предписывалось, как и прежде — 30 июля. Но уже в 1940-ом — торжества были перенесены на первое воскресенье августа. На официальном же уровне праздник в современной России учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 № 3018-X «О праздничных и памятных днях».

А посему, можно смело говорить о том, что это — один из старейших праздников по профессии в нашей стране. Да, впрочем, как и сама железнодорожная отрасль экономики. Долгие годы она является и одной из самых успешных: к концу XIX века, например, по росту рельсовых путей сообщения Россия занимала лидирующую позицию в мире! Железные дороги соединяли не только Петербург и Москву, но и отдалённые города Средней Азии и Урала, Кавказа и Дальнего Востока. А рекордную протяжённость Транссибирской магистрали, составляющую 9288,2 километра, удалось «перекрыть» лишь совсем недавно — в 2014 году. («Новый шёлковый путь» Иу-Мадрид, пересёкший границы Китая, Казахстана, РФ, Белоруссии, Польши, Германии, Франции и Испании. Его длина — 13052 км.).

Источник: https://www.google.com/amp/s/24smi.org/amp/news/51661-10-samykh-dlinnykh-zheleznykh-dorog-v-mire.html

Интересные факты

  • Транссибирская магистраль была построена за невероятные 12 лет. Строители, используя самые примитивные инструменты вроде пилы и топора, умудрялись прокладывать по 600 км полотна в год. В 1891 году между Челябинском и Владивостоком ещё ничего не было! А уже в 1903 году можно было взять билет из Петербурга до Владивостока и доехать до него за три недели.
  • Транссибирская магистраль до сих пор входит в Книгу рекордов Гиннесса по трём параметрам: общая длина, количество станций и темпы строительства.
  • Первый железнодорожный мост через Енисей архитектора Вяземского стал единственным инженерным сооружением, удостоенным наряду с Эйфелевой башней Гран-при и Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».
  • Транссиб пересекает 16 крупных рек, самые крупные из которых – Волга, Кама, Енисей, Амур и Иртыш.
  • Станция Транссибирской железной дороги Половина считается экватором маршрута. Но это не совсем так: от Москвы до Половины более 5000 км, от Половины до Владивостока – около 4100 км.
  • Среднее количество пассажиров российской железной дороги (до пандемии) составляет 1 миллиард 300 миллионов человек в год.
  • Самый длинный поезд был запущен в ЮАР в 1989 году. Он состоял из 660 вагонов, а его длина составляла 7,3 километра. Однако этот эксперимент оказался неудачным, так как колея не выдержала такой нагрузки.
Первый железнодорожный мост через Енисей архитектора Вяземского
Источник: Yandex

К слову, об истории колеи

В Европе ширина колеи железнодорожного полотна исторически равна 1435 мм. С середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже — СССР), Финляндии и Монголии являлась ширина колеи, равная 1524 мм. Во второй половине ХХ века железные дороги СССР (позже — РФ) были переведены на колею шириной в 1520 мм. Почему? Достоверно уже неизвестно. Однако, имеются версии:

  • Российские и приглашённые иностранные инженеры, ещё на стадии проектирования, пришли к выводу, что в российских условиях (главным образом из-за климата), более широкая колея снижает опасность для железнодорожных перевозок, кроме того, такая колея повышает и грузоподъёмность.
  • В своё время такую ширину колеи пролоббировали, русские купцы, дабы ограничить в страну ввоз товаров из Европы.
  • Имеется и очень анекдотичная версия. Когда в России проектировали первую железную дорогу Санкт-Петербург-Москва, инженеры и чиновники, якобы, пришли к государю-императору с вопросом: «Железную дорогу будем строить как в Европе или шире?». А Николай I, дескать, ответил: «Нахрен, шире!». И дорогу построили на хрен шире. 🙂

Если же говорить серьёзно, то до сих пор достоверно не известно, были ли при проектировании дороги учтены сугубо военные соображения. Однако история показала правильность изначально принятого решения. Так, например, во времена Великой Отечественной войны гитлеровская Германия столкнулась с глобальными проблемами перевозок и снабжения, вызванными именно разностью в ширине европейской и российской колеи.


Источник: Yandex

Железные дороги
Связали города.
Пусть беды и тревоги
Уходят навсегда.
Плохое канет в Лету
И вам под стук колес,
Вагон добра и света
Привез бы паровоз!
Источник: Сайт газеты «Комсомольская правда»

По материалам: Сайта газеты «Комсомольская правда»
Использовано фото: http://zabota.sosnogorsk24.ru

Источник: twitter.com

И ещё события дня:

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА