Про Проливы. Часть I: Карты в руки

Авианосная группа Мнения
Беглый аналитический взгляд на береговую линию… и немного — за её пределы

«Мало найдётся людей, для которых правда не звучала бы как обида».
С. Сегюр

Давным-давно, когда деревья уже были не такими большими, как в детстве, но глаза почти всех знакомых девчонок — ещё источали загадочность, довелось мне служить срочную на Дальнем Востоке.

А служить на Дальнем Востоке и ни разу не прослушать военно-морскую (или просто морскую) байку, практически невозможно. Байка, которую довелось услышать мне, звучала примерно так:

«На банкете в Кремле по случаю победы над империалистической Японией, товарищ Сталин в неформальной обстановке общался с высшим командным составом Советской Армии. И, дескать, маршал Василевский в разговоре с Верховным Главнокомандующим сказал, что советские войска готовы были к высадке на о. Хоккайдо. Но так как не было прямого приказа, остров так и остался не взятым, и по сию пору, мол, «валяется» посреди этого вот Японского моря. Так и не познав прелестей социализма. Вот.
На что товарищ Сталин, пристально посмотрев на маршала, дескать, произнёс: «Если би ви попитались, но не взяли Хоккайдо, ми би вас расстреляли, товарищ Василевский. Но если бы ви его взяли! Ви бы стали Героем Советского Союза!»
»…

Байка глупая. К тому же, историю я уже и тогда знал неплохо. И потому попытался уточнить у мичмана-рассказчика: а на кой чёрт Василевскому была нужна ещё одна Звезда Героя, если только что Сталин наградил его уже второй по счёту?..

Мичман ответил уклончиво. Как в том анекдоте… (18+). Тогда я задал второй, казалось, очевидный вопрос, а на кой чёрт нам это Хоккайдо, вместе с японцами? На что получил возмущённый ответ:

«Сержант, ты географию в школе прогулял что ли? На карту глянь!»…

Я, естественно, географию не прогуливал. На карту, конечно же, глянул, но, как далёкий от военно-морских дел человек, — ничего тогда не понял. И забыл про всё это…

Более-менее вменяемое объяснение я получил спустя уже с десяток лет — от своего дядьки, который, так случилось, был морским офицером, а карьеру свою начинал в Порт-Артуре, на Дальнем Востоке.

А к острову Хоккайдо и Дальнему Востоку мы ещё вернёмся.

Проливы. И прямой выход в Океан

Так сложилось, что тема выхода в открытый Океан в наших учебниках истории и географии тщательно… не скрывается, нет. Но игнорируется. Что-то, типа… те, кому нужно и так знают, а специально на этом акцентировать внимание не следует.

Но на самом деле — ничего таинственного. И ларчик открывается просто.

Россия обладает океанским флотом со времён, как минимум, первых кругосветных экспедиций Крузенштерна и Лисянского. А это 1803-1806 гг. Но прямого выхода в открытый океан — не имеет.

Давайте посмотрим на карту нашей Родины.

Начнём с самого Севера

Казалось бы, выход в открытый океан имеется из Мурманска и Архангельска. Но не всё так просто. Если даже игнорировать проход мимо состоящей в блоке НАТО миролюбивой Норвегии, выход из Северного Ледовитого океана в Северную Атлантику проходит между состоящими в НАТО же Великобританией и Исландией. Этот пролив делится Фарерскими островами практически пополам, и ширина прохода составляет почти 1000 км. Проход Датским проливом между Исландией и Гренландией, примерно 300 км.

Карта Северного Ледовитого океана. Налево пойдёшь в Англию попадёшь. направо — в США упрёшься

И хотя чисто теоретически во времена Второй мировой соединение военных кораблей, имея в качестве союзников непогоду и шторма, в принципе могло осуществить прорыв. С целью вырваться в воды Атлантического океана и начать топить конвои. (Такая, гипотетическая ситуация обыгрывается в одном из лучших произведений по т. н. «альтернативной истории» (без всяких «попаданцев») в книге Сергея Анисимова «Вариант «Бис».) Но… В эпоху спутниковых систем наблюдения, это становится сказкой. С совсем нехорошим концом. Даже для атомных подводных лодок. Тут и американская база ВВС Туле в Гренландии. И зона действия Королевского военно-морского флота Англии. И второй флот США, с четырьмя атомными авианосцами «президентской» серии.

Если же двигаться в противоположную от Атлантики сторону, то пройдя Северным морским путём… Сразу оговорюсь, даже имея единственный атомный ледокольный флот в мире, это совсем не так просто… Но даже пройдя в удачное арктическое лето Севморпутём, мы утыкаемся в Берингов пролив. На правой стороне которого лежит Аляска. Которая является американским штатом. И где, например, располагается 11-ая воздушная армия США.

«Окно в Европу»

С севера (Мурманска и Архангельска) спускаемся по карте ниже. На Балтику. То самое прорубленное Петром Великим «Окно в Европу». Не будем каламбурить по поводу удобства пользования окном для входа и выхода. И даже не будем вспоминать те далёкие времена, когда Российская империя, прочно расположившись на берегах Балтийского моря, владела побережьем от Кеми в Финляндии до Клайпеды на границах с Восточной Пруссией. И всё равно выход в Северное море лежал через Датские проливы, а потом опять через проливы Скагеррак и Каттегат. И даже выйдя в Северное море, дальше путь флота лежит вдоль побережья Англии. Или через Ла-Манш и Па-де-Кале, или, обходя Англию с севера (в любом случае попадая в зону действия Роял Неви), в уже упоминаемый нами пролив между Англией и Исландией. Про Польшу, Германию, Данию, Голландию, Бельгию, и Францию, в данном случае, можно умолчать, хотя все они тоже состоят «в самом миролюбивом военном блоке в мире».

Датские проливы

«Самое синее в мире»…

Движемся далее на юг и попадаем в Чёрное море. Тут большинство граждан России, даже не сильно дружащих с географией, знают, что выход из Чёрного моря в Средиземное держит Турция. Проливы Босфор и Дарданеллы. И даже пройдя их, сначала попадаешь в Эгейское море с островными архипелагами Спорады и Киклады, а потом всё равно для выхода в океаны (Атлантический или Индийский) нужно пройти либо Гибралтар, либо Суэцкий канал.

Пролив Босфор

И вот теперь, подходим к тому самому Дальнему Востоку. С которого, собственно, и начали. Где, казалось бы, вот он Тихий океан, здравствуй свободное мореходство. Но и тут не всё так просто. Вернее, очень и очень непросто.

Налево пойдёшь…

Выход в океан из порта Владивосток возможен тремя путями.

Первый, почти прямо на юг мимо побережий Японии и Кореи. Через Корейский пролив. Который делится на два прохода. Западный и Цусимский. Про Цусиму, надеюсь, знают все. А в Корее и в Японии находятся как военно-морские, так и военно-воздушные базы США. Плюс, например, морские силы самообороны Японии. Которые только в названии такие скромные. А в реальности имеют в своём составе, например, два т. н. «эсминца-вертолётоносца». По факту, два «карманных» авианосца. Со всеми вытекающими…

Внизу слева Корейский пролив. Вверху справа Сангарский пролив. На самом верху карты пролив Лаперуза

Второй, почти прямо на Восток. Фактически, через Японию. Пролив между островами Хоккайдо и Хонсю. Сангарский пролив. Здесь ничего, надеюсь, объяснять не нужно.

И последний выход. На северо-восток. Вдоль побережья Приморского края через пролив Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо. И только потом через Курильские проливы в Океан.

Единственный порт, имеющий прямой выход в Океан без прохождения проливов — Петропавловск-Камчатский. И наша главная база подводного флота на Тихом океане — Вилючинск.

Но, как правильно заметил С. Б. Переслегин в книге «Война на пороге»: «Полуостров Камчатка с точки зрения логистики, является островом» (с).

И он полностью прав. Потому что ВСЁ снабжение и сообщение с Петропавловском и Вилючинском осуществляется по морю и по воздуху. Сухопутных путей снабжения база и порт не имеют.

Овалом обведён пролив Лаперуза. В центре стрелочками — Курильские проливы. Вверху, порт Петропавловск-Камчатский и военно-морская база «Вилючинск»

В случае чего нам будет очень трудно

И что мы имеем в итоге? В итоге, несмотря на огромную линию морского побережья, мы не имеем ни одного торгового порта с прямым выходом в океан. А у единственного военного — отсутствует сухопутная связь с материком. Тут сразу можно возблагодарить небо за то, что мы живём в столь мирные времена, когда это не является определяющим фактором в экономике страны. Но в случае чего…

В случае чего нам будет очень трудно.

И тот самый мичман, который рассказывал мне байку был не прав. И прав одновременно. Байка про маршала и Сталина была дурацкой. Но прав он был, сказав мне: «На карту глянь!».

Понятно, что про Хоккайдо, Сталина и Василевского было в этой байке от неосведомлённости того самого мичмана. Во-первых, изначально эта байка была не про Василевского, а про командующего Тихоокеанским флотом Ивана Степановича Юмашева. И разговор этот (по слухам) произошёл, когда в 1947 году Ивана Степановича назначали на должность главнокомандующего ВМФ СССР.

Маршал Василевский

Маршал Василевский это, наверное, лучший начальник Генерального штаба Второй мировой войны. И, безусловно, самый лучший за всю историю России. И если бы ему поставили задачу на взятие Хоккайдо, то, конечно же, он взял бы этот остров. Поскольку зарекомендовал себя как человек, для которого не существовало непобедимого противника. Он доказал это битвой за Москву. Сталинградской оборонительной и наступательной операциями. Операцией «Багратион» и Львовско-Сандомирской наступательной операцией. Взятием Кенигсберга и Берлина.

Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович

Маньчжурская наступательная операция против Квантунской армии Японии закончилась через 24 дня её полной капитуляцией. За это время советские войска своими подвижными фланговыми группировками совершили не имеющий аналогов в мировой истории глубокий охват, завершившийся полный окружением и сдачей в плен ВСЕЙ армии противника. Ничего подобного Маньчжурской наступательной операции ни одна страна мира, никогда в своей истории не совершала.

Советские войска входят в г. Харбин. Август 1945 г.

Автором этой уникальной военной операции и главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке был тот самый кавалер Георгиевского креста 4 степени, кавалер орденов св. Анны 4 степени, св. Станислава 3 степени, кавалер 8 орденов Ленина, двух орденов «Боевого Красного Знамени» и двух орденов «Победа», дважды Герой Советского Союза маршал Василевский Александр Михайлович.

Но это уже немного другая история.

А к истории Проливов, вообще и к конкретной роли в ней маршала Василевского и острова Хоккайдо, мы вернёмся в следующих статьях.

(продолжение следует)

Аз есмь Еремий Потапович

Фото: Yandex

Материал подготовлен на основе открытых источников

Поддержите подпиской на нас в Telegram

Читайте нас на Яндекс.Дзен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Про «нерабов» и вооружённое население

Про Новояз и Матрицу

«Будь я президентом…». Часть I: История власти

«Будь я президентом…». Часть II: Эволюция власти

«Будь я президентом…». Часть III: США XX век

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА
Ваше мнение

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.