Про Проливы. Часть III: «Рыбное место»

Суда проходят через пролив Мнения
Небольшой исторический экскурс… О Дальнем Востоке, Желтороссии, Узостях, Островах, Концессиях, Сахалине, Курилах и «дворовом поведении» представителей «цивилизации»…

«Довольно неуместно называть эту планету — Земля,
когда очевидно, что она — Океан».

Артур Кларк

Предыдущие материалы:
Про Проливы. Часть I: Карты в руки
Про Проливы. Часть II: Карибские «грабли»

Вернёмся к Проливам.

Достаточно ясно, что в ракетно-ядерную эпоху, в случае Глобальной войны с применением термоядерного оружия, проблемы Проливов станут неактуальными.

Подводным лодкам с баллистическими ракетами не обязательно выходить, как раньше, в позиционный район для нанесения удара: отстреляться они могут фактически прямо от пирса. Тем более глубоко без разницы кто контролирует Проливы и стратегические острова в Океане — Ракетным Войскам Стратегического назначения и Военно-воздушным силам. Если в результате такого Апокалипсиса кто и выживет, то о Проливах начнут задумываться сильно после…

Залповый пуск баллистических ракет «Булава» с подлодки «Владимир Мономах»
Фото: Пресс-служба Минобороны России

Потому приходим к выводу: стратегически важные точки Мирового океана — Острова и Архипелаги, позволяющие контролировать большие пространства, а также Узости и Проливы, обеспечивающие проход к стратегически важным портам и регионам, — важны в мирное время и при локальных конфликтах.

В ситуации мирного времени, это очень важно

Не менее важно, чем военный, политический и экономический потенциал стран, которые сталкиваются с проблемой контроля Проливов, Узостей и Островов.

Для рассмотрения конкретных ситуаций и примеров вернёмся на советский Дальний Восток, сразу после Гражданской войны.

Итак, что мы имеем на нашем Дальнем Востоке, в начале 20-ых годов прошлого века?

По факту, огромнейшая линия побережья. Громадная! Практически полностью пустая.

Город Владивосток, примерно 1930 год
Фото: transphoto.ru

В теории логистики, грамотно размещая узловые транспортные пункты, можно получить очень дешёвую транспортную связность всего региона. Ограничений два:

Первое и главное. Навигация. Моря Дальнего Востока имеют нехорошее свойство замерзать зимой. Как и реки. И при этом, практически полное отсутствие самой возможности сухопутной связности побережий Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского морей. На начало 20-ых годов города Магадан ещё нет, Колымские золотоносные месторождения ещё не разрабатываются, дороги от Хабаровска на северо-восток нет.

Второе, и не менее главное. Все стратегические острова и Проливы Дальнего Востока заняты японцами. Глядя на такое положение, поневоле вспоминается чеканное латинское «Горе побеждённым!». И понимание, к чему приводят недооценка противника, неготовность к войне и, как следствие, военное поражение.

Карта Дальнего Востока 1930-ые. Синим цветом обозначена территория Японии. Синей линией — территория Манчжоу-Го (Маньчжурия) — протекторат Японии
Иллюстрация: Yandex

Знаменитого советского Краснознамённого Тихоокеанского флота фактически ещё нет. Царской 1-ой Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии — уже нет…

На «нет» и судов нет…

Действует концессия на вылов рыбы Японией. Первая подписана в 1912 году, в 1928-ом она перезаключена на тех же условиях. Возможности контроля за соблюдением концессионных соглашений — фактически нет. Официально японцам разрешено вылавливать рыбу в советских территориальных водах. Но не в реках. А реальных механизмов контроля за японцами нет. Флота нет. Пограничной береговой охраны нет. Морских частей Погранвойск нет. Военно-воздушные силы отсутствуют. На всех узловых точках: Сахалин, пролив Лаперуза, Курильские острова и проливы — японские укрепления и флот.

Потому, чтобы получить в казну хоть что-нибудь, кроме рыболовной концессии действует угольная и нефтяная. 50% всех нефтяных и угольных месторождений Сахалина отданы японцам. Везде японские рыбозаводы. Только на Камчатке их 72. Официально.

А что неофициально? Сейчас всё это трудно представить, даже в самые мутные времена 90-ых ничего подобного не было.

Приходит японское судно в Охотское море. Высаживаются «вахтовики» в устье одной из речек. Ставят лесопилку. Пилят и заготавливают лес. Любой. И вообще всё что нравится. От грибов и папоротника, до охоты на всё, что движется. В устье реки другие японские судёнышки и суда вылавливают рыбу. Каковую ловят как хотят и сколько хотят. С икрой и без. Во время нереста и вообще, когда удобно. Бьют морского зверя. Занимаются китовым промыслом. Скупают за водку у местного населения шкуры. Плевали они и на Советскую Республику. И на всех, кто её представляет.

«Лучший друг» Советского Союза, сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль
Иллюстрация: chudesamag.ru

А догадайтесь, что делают американцы и англичане? Всё то же самое. Но уже с разрешения японцев. Потому что Курильские проливы и пролив Лаперуза — их. Теперь представим себя на месте представителя советской власти, который предъявляет законную претензию японской/английской/американской стороне. Что же ему ответят представители «цивилизации»? Как показывает практика, у всех «цивилизованных» стран всегда первый вопрос: «А что ты мне сделаешь?». И если силового ответа нет, плевать они хотели на все иные ваши аргументы…

Чем это поведение отличается от поведения уличной шпаны? Ничем. И при этом, ярчайший представитель так называемой «западной цивилизации», Уинстон Черчилль скажет: «Больше всего русские восхищаются силой, и нет ничего, к чему бы они питали меньше уважения, чем к военной слабости». (с)

Здесь добавить нечего: учителя у нас, как всегда, очень хорошие.

Контроль над Маньчжурией

Наиболее показателен случай 1921 года, когда японские войска, пользуясь де-факто отсутствием власти на Дальнем Востоке, оккупировали Северный Сахалин. Только дипломатический выверт Дальневосточной республики более-менее привёл японцев в чувство. Американской компании была предоставлена нефтяная концессия, и тогда уже американцы потребовали от японцев соблюдения условий Портсмутского договора! Печальна судьба страны, которая для умиротворения терзающего её хищника, зовёт на помощь другого такого же…

Более того. Основным и главным условием развития Русского, а впоследствии и Советского Дальнего Востока, был контроль над Маньчжурией. Основная масса земель сельхозназначения — правобережье Амура. Маньчжурия. Там же угольные и рудные месторождения. Там же Сунгари, главный приток Амура.

Карта Маньчжурии. Чёрная линия — Китайско-Восточная железная дорога, построенная Россией. Красная линия — Южно-Маньчжурская железная дорога.
На пересечении чёрной и красной линий — г. Харбин. На конце красной — порты Дальний и Порт-Артур. Стрелками показан выход в Жёлтое море
Иллюстрация: Yandex

К 1904 году эта задача была де-факто решена и в дальнейшем Манчжурия могла достаточно легко стать одним из регионов России. Было даже придумано название «Желтороссия». Китайцев «там было». Но не основная масса. И даже не бОльшая часть. Тогда ещё более-менее соблюдался древний закон, по которому ханьцам было запрещено поселятся северней Великой Китайской Стены. Местное население — маньчжуры, тазы, монголы, корейцы, — относились к русским довольно благосклонно.

Кроме того, обладание Маньчжурией влекло за собой и ещё одно вполне приятное для России обстоятельство. Южно-Маньчжурская железная дорога, идя на юг от Харбина к порту Дальний и Порт-Артуру, позволяла получить обход Корейского пролива. Выход из Бохайского и Западно-Корейского залива прямо в Жёлтое море. Минуя Острова и Узости Корейского пролива.

Да, как военный порт — Порт-Артур не очень хорош. Мелкий и маленький внутренний рейд. Затруднение при входе и выходе в море. Но. Это лучше, чем ничего. Если Желтороссия — наша земля, варианты возможны. Стратегические выгоды превышают все неудобства.

Поражение в русско-японской войне, а впоследствии безграмотные и непродуманные действия советских властей, привели к полной утрате контроля над Маньчжурией.

Всё это было потеряно. Бездарно. И не сразу. И…

Но вернёмся в 20-ые…

К концу 20-ых годов количество иностранных концессий на советском Дальнем Востоке заметно уменьшилось. Постепенно была организована пограничная охрана. Открылось Тихоокеанское военно-морское училище в городе Владивосток. Организованный в 1932-ом Тихоокеанский флот постепенно получал катера и корабли. Подводные лодки. В СовГавани в 1939 году создали СевероТихоокеанскую флотилию. Беспределу японцев и прочих «цивилизаторов» в наших территориальных водах приходил конец. Зоной действия флотилии стал Татарский пролив и Охотское море.

Подводная лодка С-56. Заложена в 1936 году в г. Ленинграде. Секциями доставлена во Владивосток, собрана и спущена на воду в 1939-ом. Музей, набережная г. Владивосток
Фото: Yandex

Кроме всего прочего, стало возможно прямое, защищённое сообщение по Амуру с Сахалином. Хоть как-то противостоять японскому военному флоту было ещё невозможно. Два лёгких крейсера, десяток эсминцев, подводные лодки и сторожевые корабли. Этого было мало, чтобы бросить вызов третьему флоту в мире. Но обеспечить экономические интересы страны уже было можно. Но…

Проливы и Острова по-прежнему в руках японцев.

Причём ситуация полностью противоположная 1904 году.

Ни о каком противостоянии на море, а тем более об идее разбить японский флот, даже не говорится. Соотношение как у Слона и Моськи. Причём в роли Моськи, — мы…

Советская сухопутная армия, вплоть до разгрома 6-ой полевой японской армии на Халхин-Голе, в расчёт не принималась. Совсем.

Что мог противопоставить СССР японскому десанту на Камчатку? В лучшем случае, прорыв несколькими подводными лодками к Петропавловску. И это всё.

Батарея №945, 130 мм орудие, южная оконечность Камчатки, мыс Лопатка, напротив о. Шумшу
Фото: Yandex

Более того, остро стоял вопрос обороны Владивостока и устья Амура. У японского флота на 1941 год: 11 линкоров, 18 тяжёлых крейсеров, 10 авианосцев, 80 подлодок. Под сотню эсминцев. Лёгкие крейсера. Суда обеспечения. Тральщики. Морские охотники. Транспорты. Танкеры. Свои ВВС. Морская пехота.

Создать массированное, подавляющее превосходство на море и в воздухе в любой ключевой точке Советского Дальнего Востока для Японского Императорского флота не представляло никаких проблем.

Почему же не была произведена оккупация или аннексия Камчатки, или Сахалина?

В первую очередь, — из-за противодействия США и Англии. Оказать достойное сопротивление на море сам СССР тогда не мог. Во вторую очередь, — из-за спора основных властных группировок, существующих при японском Императоре. С. Б. Переслегин так и называет их: Армия и Флот.

Армия рвалась на Север. Но получила по зубам

Флот на Север не рвался. У Флота стояла более насущная задача. Получить в своё распоряжение собственные нефтеносные районы. Сахалинских месторождений уже не хватало. А индонезийская нефть была в руках англичан и голландцев. Американцы… Именно из-за отказа в поставках нефти, Японский Императорский флот и атаковал Пёрл-Харбор в 41-ом.

Советское знамя на высоте Баин-Цаган. Халхин-Гол. Июль 1939 года
Фото: Yandex

Главным орудием противодействия японской агрессии на море у СССР в то время были Народный Комиссариат Иностранных Дел, и разведка.

Наверное, именно поэтому в советской фантастике тех времён, и у Александра Беляева в «Подводных земледельцах» идёт борьба под водой с японскими браконьерами, и у Григория Адамова советская подводная лодка «Пионер» обладает таким сокрушающим преимуществом, что без вопросов топит японскую эскадру.

Флагман Японского Императорского флота, линейный корабль «Ямато»
Вооружение: 9 орудий по 460 мм в 3-ёх башнях
Чудовищная мощь. Оказавшаяся бесполезной
Фото: Yandex

Потому, что в реальности ничего подобного не было.

А на пороге стоял 1941 год…

Продолжение следует

Аз есмь Еремий Потапович

Фото: Yandex

Поддержите подпиской на нас в Telegram

Читайте нас на Яндекс.Дзен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Про Проливы. Часть I: Карты в руки

Про Проливы. Часть II: Карибские «грабли»

Про «нерабов» и вооружённое население

Про Новояз и Матрицу

«Будь я президентом…». Часть I: История власти

«Будь я президентом…». Часть II: Эволюция власти

Материал подготовлен на основе открытых источников

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА
Ваше мнение

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.