Про Проливы. Часть II: Карибские «грабли»

скопление торговых судов в проливе Мнения
От армады к «москитному флоту» и обратно… Беглый экскурс в историю отечественного флота… и причём тут проливы?..

«Фортуна иногда даёт слишком много, но достаточно — никогда».
Публилий Сир

В первой части мы рассмотрели общее географическое и стратегическое положение нашей страны, связанное с прямым выходом в Океан.

Казалось бы, в эпоху глобального мира, когда десятки спутников отслеживают с орбиты каждое передвижение любого военного судна практически любой станы мира… Когда главным аргументом в споре супердержав и государств второго эшелона является ракетно-ядерное оружие, говорить о каких-то там Проливах… Мол, в случае войны! Уже через час! Там не то, что проход через Проливы будет актуален… Через час после ядерного Армагеддона будет важно останется ли кто живой на этой планете!

Но это не совсем так. Точнее совсем не так.

Но, как всегда, обо всём — по порядку…

Ракетно-ядерно-кукурузная эра…

Используя именно эту логику — логику наступления ракетно-ядерной эры — во второй половине 50-ых годов СССР наступил на собственноручно положенные грабли. Тогда товарищ Хрущёв, занимавший пост Первого секретаря ЦК КПСС (Генеральным секретарём станет уже Брежнев), впечатлившийся мегатонными мощностями термоядерных зарядов и тысячекилометровыми дальностями ракет. Решил. Всё.

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв. При нём было многое: целина, космос, Гагарин, Карибский кризис и массовое строительство жилья…

Теперь никакие танковые армады сухопутных армий, ни океанские флоты, ни даже военно-воздушные силы (кроме стратегических бомбардировщиков и истребительной авиации), не имеют никакого решающего значения.

Фактическая капитуляция Франции, Израиля и Англии во время Суэцкого кризиса 1956 года только убедила Хрущёва в своей правоте. Тогда все вышеупомянутые страны вывели свои войска с территории Суэцкого канала непосредственно сразу после угрозы СССР применить оружие, вплоть до термоядерного… Там, правда, была ещё позиция США… Но про крах операции «Мушкетёр» мы обязательно ещё поговорим… но в другой раз… А сейчас…

А сейчас вернёмся к тому моменту, когда СССР с размаху налетел на грабли, заботливо уложенные руководством собственной страны.

Что тебе снится крейсер Аврора…

Ещё более по порядку и издалека. В результате революций 1917 года и последовавшей за ними гражданской войны, СССР, по факту, лишился военного флота. Мало того, что в результате затопления, захвата Германией и Англией, ухода с белогвардейскими частями в Турцию, по причине устаревания и утраты боеспособности, флот уменьшился (цифры по водоизмещению) более чем в 6 раз. Нет, конечно, кое-что осталось. Но то, что осталось, это было… Это был РАЗГРОМ. Даже после «Цусимского позора» ничего подобного не было.

18 июня 1918 года. В Цемесской бухте Новороссийска по приказу В. И. Ленина происходит затопление кораблей Черноморского флота

После поражения в войне с японцами в 1905-ом, проведя огромную работу над ошибками, в условиях отсутствия нефтегазовых доходов, в условиях, когда в стране, собственно, идёт революция… В условиях выплаты тяжелейших репараций, Российская Империя умудрилась воссоздать и модернизировать свой военно-морской флот. Разработать концепцию его применения. И применить его во время Первой мировой очень удачным для себя образом. Да так, что до 1917 года, когда на флотах, как и в армии, начался откровенный бардак, Германия и Турция ничего не смогли противопоставить флоту России.

На Балтике немцы до 17-го так и не смогли выйти за пределы русских заградительных минно-артиллерийских позиций. А на Чёрном море, после прорыва туда немецкого линейного крейсера «Гебен» и лёгкого крейсера «Бреслау», после того как Черноморский флот «привели в чувство», любой выход немецких крейсеров из пролива Босфор превращался в загонную охоту. И немецкие моряки, увидев дым русских броненосцев, спешили поскорей уйти под охрану береговых орудий и укреплений Босфора. Но потом была гражданская война и получилось то, что получилось. От огромного флота осталось чуть более чем ничего.

После Первой мировой все флоты мира резко устарели. Это была одна беда. Совсем другая беда заключалась ещё и в том, что «молодая республика Советов» не только не имела финансовых возможностей просто содержать то, что у неё осталось, но и хоть как-то модернизировать это. Потому что судостроительная и судоремонтная промышленность деградировали в неменьшей степени, чем вся остальная промышленность.

Чудовищный дефицит кадров. Всех. От технически подготовленных матросов, до командиров всех рангов на флоте. От слесарей, токарей, инженеров-проектировщиков, до старшего технического персонала и руководителей всех уровней в промышленности. А ведь только Черноморский флот лишился 15-ти линкоров и броненосцев.

«Москитный флот»

К 1932 году кое-как был восстановлен бронепалубный крейсер «Кагул», переименованный в «Коминтерн». А советская судостроительная программа вошла в более-менее рабочий ритм только перед самой войной. Потому, «протягивая ножки по одёжке», в 20-30 годы в СССР возобладала концепция применения так называемых «лёгких сил флота береговой обороны». По-другому, концепция оборонительного «москитного флота».

Множество мелких кораблей береговой обороны. Торпедные, пограничные, сторожевые катера и корабли, канонерские лодки. Постановщики мин и тральщики. Подводные лодки защиты акватории порта. То есть, данный флот сугубо оборонительной направленности имеет целью предотвратить высадку вражеского десанта, захвата портов и оборонительных сооружений, постановку мин и внезапные атаки противника торпедами… Теория даже допускала разгром броненосных и линейных сил флота вторжения.

Линкор «Марат» (он же «Петропавловск»). Флагман Балтийского флота с 1921 по 1950 годы

Потом случилась гражданская война в Испании. И конвоировать транспорты с оружием и «добровольцами» оказалось нечем. В теории на Балтфлоте были два линейных корабля довоенной постройки. «Октябрьская Революция» и «Марат», а на Черноморском — «Парижская Коммуна». Но, но… Это были по тем временам ОЧЕНЬ устаревшие корабли. И это были ВСЕ наличные силы Советского Союза. Применять их в качестве конвойных судов в ситуации глобального превосходства английского, французского и итальянского флотов, означало высокий риск лишится своего линейного флота в первом же походе, либо ввязаться в боевые действия с вышеупомянутыми странами на море, без надежды на победу.

Концепция «москитного флота» оказалась, в который раз, разрушенной при первом же столкновении с действительностью. А советские торговые суда с военной и гражданской помощью для Испании были вынуждены красться тёмными ночами, проскальзывая мимо итальянских и французских кораблей, разгружаться на рейдах… И, как итог… Это оказалось (в том числе), одной из причин победы генерала Франко в Испании.

Операция «Анадырь»…

Казалось бы, одного раза должно хватить. Но нет. Законы диалектического материализма сработали. И, спустя совсем небольшое время и под впечатлением от ракетной техники, в том числе принятием на вооружение противокорабельных ракет, Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв фактически уничтожил всю надводную кораблестроительную программу СССР.

Конечно, «сталинская концепция» строительства линкоров и тяжёлых крейсеров на тот момент была, может быть, не самой передовой в мире. Но это, во-первых, вопрос спорный…

С-189 советская дизель-электрическая подводная лодка самой массовой серии 51-57 годов

А во-вторых, вместо её продолжения, с приведением в соответствие с реалиями 50-ых, вместо продуманной и сбалансированной программы, отвечающей интересам страны, была фактически порублена всякая. Всякая программа строительства и модернизация надводного флота. Упор был сделан на подводный флот и ракетно-ядерное оружие. Об этом мы ещё скажем…

И в самый разгар подготовки операции «Анадырь», руководство СССР столкнулось с очень неприятной для себя ситуацией.

Боевая техника и советские «добровольцы» на судах торгового флота, теперь направлялись уже не в Испанию. А гораздо дальше. Намного дальше. В другое полушарие. На Кубу. Через Атлантику. А там, в Карибском море, в самом подбрюшье США, US Navy. Американский военно-морской флот. Конкретно, там 2 и 4-ый флоты. А в Средиземном море ещё и 6-ой. С которым на равных, да в то время… Никакой возможности и ни одного шанса. Ну, вы понимаете о каких шансах я говорю.

Тяжёлый ударный авианосец ВМС США «Саратога». 6-ой флот США, Атлантика-Средиземное море, конец 60-ых годов

Как ни странно, от чудовищного фиаско нас спас тогда только авантюризм Хрущёва, его носорожья тупость и упёртость. А также отсутствие у него элементарного здравого смысла. Что ввело американское руководство в заблуждение. Они были уверены в том, что у СССР большой подводный флот в Атлантике. В том числе с ядерными ракетами и торпедами. И хотя американские адмиралы и генералы рвались в бой. Политическое руководство их тормозило. Потому что начальную стадию операции они уже проспали. Или, вернее, если в слове «проспали» заменить некоторые буквы, на более убедительные…

В общем, ни президент Кеннеди, ни ЦРУ, ни военно-морская разведка… И никакая другая разведка США тоже. Просто не знали, какие ракеты и с каким количеством зарядов УЖЕ имеются на Кубе. При помощи советского предателя Пеньковского уверенно опознали на фотографиях с разведывательного самолёта U-2 наши ракеты Р-12 и позиции зенитных ракет С-75. Наличие на Кубе тактического ядерного оружия вообще прошляпили.

Представление США о советских ракетах на Кубе и радиусе их поражения. Самый дальний круг должны были обеспечивать ракеты Р-14, но их до введения морской блокады завезти не успели

Очень неприятным открытием стало и наличие ракетных катеров с противокорабельными ракетами. А если там наличествует хотя бы десяток стартов с ядерными боевыми частями?! Паника накрывала население США не хуже, чем, когда над ними в 1957-ом пролетал «soviet sputnik». Узнай американцы, что на Кубе УЖЕ находятся 164 ядерных боеприпаса… Из них 36 штук по 1 мегатонне, к ракетам средней дальности Р-12, накрывавшими Восточное побережье США вплоть до Филадельфии… Трудно представить, что бы произошло тогда.

История не терпит сослагательного наклонения

Если бы американцы узнали про операцию «Анадырь» хотя бы на пару месяцев раньше, весь Карибский кризис закончилась бы не начавшись. Американцы немедленно бы установили полную морскую блокаду Кубы (в реальности они сделали это очень поздно и ненадолго). Наши торговые суда были бы уведены в американские порты, с экипажами поступили бы как с экипажем танкера «Туапсе». И устроили бы массовую охоту за нашими дизельными и атомными подводными лодками. Что они, кстати говоря, и сделали, но было уже поздно.

В активе у американцев имелся самый большой флот в мире и самый большой опыт уничтожения немецких подводных «волчих стай» в Атлантике, и полное уничтожение японского подводного флота на Тихом океане. Боже, упаси, наши лодки не топили. Но гоняли их по всей Атлантике. Заставляя всплыть. Реально противопоставить американскому флоту на море ничего, кроме начала Третьей мировой, в то время СССР не мог.

Президент Джон Ф. Кеннеди выступает с общенациональным обращением по телевидению и радио 22 октября 1962 года, сообщая американскому народу, что США устанавливают морскую блокаду Кубы. (AP Photo/Bill Allen)

Только из-за чудовищного раздолбайства всех американских разведок, глубочайшей секретности нашей операции, из-за неуверенности американского политического руководства, скорости в передислокации на Кубу ракет и боевых ядерных частей, и непоколебимой уверенности Хрущёва в собственной правоте, удалось свести Карибский кризис вничью. С моральной победой в нашу сторону. А ведь всё могло кончиться совсем по-другому.

Право на применение тактических ядерных боеприпасов и тогда, и сейчас было в руках у американских генералов и адмиралов. Без всякого «ядерного чемоданчика» и доклада президенту. И на флоте, и в военно-воздушных силах. И прикажи любой из них. И… И в результате всего этого, пройдя по тонкому краю термоядерной катастрофы, СССР приобрёл огромный международный авторитет.

Вместе с завершением карибского кризиса, пришло понимание того, что по любому поводу ядерную войну не начнёшь. И что в эпоху глобального противостояния политических систем, и превращения СССР в ядерную сверхдержаву, просто необходимо уметь применять военную силу в любой точке планеты, не вызывая термоядерной катастрофы. То, что у англосаксов называется «проекция силы».

Флот Открытого Океана

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров», ВМФ СССР. 70-ые годы

Именно это и привело к превращению советского военно-морского флота, во «флот Открытого Океана». Появлению у СССР более или менее вменяемой концепции развития и применения флота. И новому осмыслению геополитического и военно-стратегического положения нашей страны. С пониманием того, какую роль в сложившихся условиях современного глобального мира играют Проливы.

(продолжение следует)

Аз есмь Еремий Потапович

Фото: Yandex

Поддержите подпиской на нас в Telegram

Читайте нас на Яндекс.Дзен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Про Проливы. Часть I: Карты в руки

Про «нерабов» и вооружённое население

Про Новояз и Матрицу

«Будь я президентом…». Часть I: История власти

«Будь я президентом…». Часть II: Эволюция власти

«Будь я президентом…». Часть III: США XX век

Материал подготовлен на основе открытых источников

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА
Ваше мнение

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.