24 августа. Евпатий Коловрат

Евпатий-Коловрат Имеется повод
Это день памяти. В эту дату в народе почитают былинного богатыря Евпатия Коловрата, а в церкви — мученика Евпла Катанского. Дата по старому стилю: 11 августа

Несмотря на отдалённость событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов.

Серьёзная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для неё момент: русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять орде захватчиков объединёнными силами. С другой стороны, противостоять монгольской армии того периода не могли и объединённые племена и государства того времени, о чём свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединённое войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили всё новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли. Последний штурм начался в ночь с 20 на 21 декабря. После упорного боя монголы ворвались в город. Захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почётное место при рязанском князе, был боярином или, скорее, воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Ещё до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясён жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанёс противнику серьёзные потери. Монголы были в ужасе, считая, что это мёртвые восстали, чтобы отомстить за себя.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Тот похвалился хану, что привезёт ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассёк его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них по́роки (камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последние русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.


В этот день отмечается и память мученика Евпла, который в конце III-начале IV веков служил архидиаконом в сицилийском городе Катане. Он прославился тем, что всегда носил при себе Евангелие и при каждом удобном случае проповедовал язычникам веру Христову. Во время одной из проповедей Евпла схватили и представили на суд правителя. Несмотря на пытки, он исповедовал себя христианином и обличал неверность языческих верований. Даже во время казни Евпл продолжал разъяснять собравшимся Евангелие.

На Руси день Евпатия (Евпла) Коловрата считался страшным. Существовало поверье, что на болотах появляется белый конь, который скачет по земле, пытаясь найти своего погибшего всадника. К ночи конь приходит на кладбище, где обегает все могилы, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. В это же время слышится громкий свист и странное пение. Говорили, что смельчаки пытались поймать белого коня, но ни у кого это не получилось.

По легенде, на том месте, где появляется белый конь, в давние времена было побоище: вышли русские князья против татар, бились не на живот, а на смерть. На помощь к русским полкам выехал на белом коне чудо-богатырь, положил не одну сотню врагов. Но подоспел окаянный Батый и убил молодца. С тех пор белый конь ищет своего хозяина, а его удалая сотня поёт и свищет, надеясь, что откликнется богатырь.

В этот же день на болотах и кладбищах загораются блуждающие огни: говорили, что это бродят души убитых и утопленников. В такое страшное время выпить бы браги — да нельзя: к пьянице непременно явятся усопшие предки и накажут по всей строгости.

На Евпатия по обыкновению начинали стричь овец. По расчётам крестьян, барашки как раз успевали обрасти заново до наступления холодов. Да и людям состриженная шерсть была кстати: мастерицы пряли нитки и вязали тёплые вещи к приближающейся зиме, а мастера изготавливали валенки.

Все материалы взяты из открытых источников

Использованы материалы: Группа «Народное Единство» vk.com

И ещё события дня:

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА