17 ноября. День открытия Суэцкого канала

Суэцкий канал Имеется повод
Суэцкому каналу 151 год: история создания легенды XIX века

Суэцкий канал — судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал — кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки). Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр и лагуну Мензала.

Мысль прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла ещё в глубокой древности. Так античные историки сообщают, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить ещё фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое же достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII-начало VI в. до н. э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии — Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н. э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришёл в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798-1801 годов), так и не были осуществлены.

Однако вновь идея строительства Суэцкого канала возникла уже лишь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка — самая близкая к Европе часть континента — привлекала внимание ведущих колониальных держав: Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

В 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps), пользуясь усилением влияния Франции в Египте и личными связями, получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала.

Египетское правительство получило 44% всех акций, Франция — 53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагался 71% прибылей, Египту — 15%, основателям компании — 10%.

Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий.

В 1868 году, накануне грядущих торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире. Верди отклонил неожиданный заказ. Но в 1870 году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и всё же дал своё согласие. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.

С открытием в 1869 году Суэцкого канала, резко обострилась англо-французская борьба за Египет. А громадные расходы на строительство осложнили экономическое положение Египта.

Пользуясь этим, и ослаблением Франции после франко-прусской войны 1870-1871 годов, заставившей её уступить ведущую роль в египетских делах Великобритании, британское правительство купило в 1875 году контрольную долю акций на владение каналом.

В 1876 году был установлен совместный англо-французский контроль над египетскими финансами. Однако в период Египетского кризиса 1881-1882 годов, вызванного подъёмом патриотического движения в Египте (движение Араби-паши), Великобритания сумела оттеснить Францию на задний план.

В результате военной экспедиции в июле-сентябре 1882 года Египет оказался оккупированным англичанами и стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке.

Через 6 лет в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу, являющаяся и сейчас основным документом, регулирующим судоходство по этому рукотворному руслу.

В 1914 году Великобритания установила над Египтом протекторат. В 1919-1921 годах протекторат был упразднён, а Египет — провозглашён независимым королевством.

Однако экономика, внешняя и внутренняя политика страны по прежнему контролировалась Великобританией: в стране находились английские войска.

Июльская революция 1952 года, организованная группой «Свободные офицеры» с Гамалем Абдель Насером (Gamil Abdel Naser) во главе, изгнала из страны королевскую династию. В 1953 году Египет был провозглашён республикой. В 1956 году из Египта были выведены английские войска, а Суэцкий канал — национализирован.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года — в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый тогда бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд долларов.

В 1974 году, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди — до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% всего существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу могут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т.

На сегодня длина собственно самого канала составляет 162,25 км, с морскими же подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика — 190,25 км. Ширина на глубине в 11 метров составляет 200-210 м. Глубина по фарватеру — 22,5 м.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется именно через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов. Среднее время прохождения канала — около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нём лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодня Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал даёт стране больше средств, нежели добыча нефти, и гораздо больше, чем вся инфраструктура туризма.

Египетская Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в 2008 году (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17 799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году).

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем, чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании — население Египта.

6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала. На церемонии присутствовали, в частности, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси, прибывший к месту проведения мероприятия на борту яхты «Аль-Махруса». Эта яхта получила известность как первое судно, которое прошло в 1869 году через старый Суэцкий канал.

В настоящее время судно входит в состав ВМС Египта, являясь самым старым действующим морским судном страны, и, иногда, используется в качестве президентской яхты. Яхта была построена в 1865 году.

На строительство дублёра Суэцкого канала ушёл всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиардов долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

Цель проекта — обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем, с юга на север они будут следовать по-старому, а с севера на юг — по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время, как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день.

По материалу РИА НОВОСТИ

Фото: Yandex

Материал подготовлен на основе открытых источников

И ещё события дня:

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА
Ваше мнение

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.