США стремятся сократить отставание от России в Арктике. На днях Сухопутные войска заключили контракт c концерном Oshkosh Defense в кооперации с сингапурской компанией ST Engineering и BAE Systems на разработку военной техники для Заполярья. Выяснилось, что современных машин подобного типа у американцев попросту нет, а те, что имеются, давно устарели. Командование рассчитывает испытать новинки уже в августе.
Построить до июня
Арктика — серьёзный вызов для любой армии. Сверхнизкие температуры, торосы, дрейфующие льдины, отсутствие инфраструктуры, затруднённая логистика, длительная полярная ночь — всё это сильно осложняет развёртывание крупной войсковой группировки.
В годы холодной войны США, в отличие от СССР, не уделяли этому региону достаточного внимания, поэтому сегодня в распоряжении Пентагона — единственный исправный ледокол Polar Star. У России — более 40 судов этого типа. Кроме того, у американцев там фактически нет военных баз.
Не хватает и техники для сухопутных войск, способной перевозить грузы и военнослужащих в тяжелейших полярных условиях. Единственные тягачи-вездеходы, подходящие для этого, — шведские двухзвенные гусеничные Bandvagn 206, принятые на вооружение под обозначением Small Unit Support Vehicle (SUSV, малая машина поддержки подразделений). Однако первые машины этого типа сошли с конвейера ещё 40 лет назад и давно не отвечают современным требованиям.
Армия решила обновить парк арктической техники и объявила конкурс в рамках программы ColdWeather, All-Terrain Vehicle (CATV, вездеход для холодного климата). Пентагон готов потратить на разработку, строительство и испытания перспективного тягача 6,6 миллиона долларов в 2021-ом финансовом году и 9,25 миллиона — на закупку 110 единиц CATV.
Потом парк увеличат до 163 вездеходов. Прототипы ждут к 14 июня. С августа до конца декабря — испытания на полигоне на Аляске. Победителя определят в 2022-ом финансовом году.
Четыре варианта
Как ожидается, CATV представят в четырёх вариантах. Вездеход общего назначения должен брать на борт не менее девяти солдат, не считая водителя, а также располагать оборудованием и припасами на три дня автономных действий.
Санитарный вариант с медицинским оборудованием рассчитан на двоих медиков, двоих лежачих и четверых легкораненых пациентов. Командный вездеход оборудуют современными средствами связи и управления войсками. Наконец, грузовой — для транспортировки крупногабаритного военного оборудования на большие расстояния.
«Эти машины смогут решать широкий круг задач в условиях экстремально низких температур на местности, непроходимой для другой техники, — рассказал журналистам офицер армии США Тим Годдет, отвечающий за программу CATV. — Они должны без проблем двигаться по льду, преодолевать водные преграды, легко забираться на возвышенности, быть простыми в обслуживании и экономично расходовать топливо».
Участники конкурса опираются на предыдущие разработки. Oshkosh и ST Engineering взяли за основу двухзвенный тягач Bronco 3. Эта машина более 20 лет состоит на вооружении британской армии, участвовала в боевых действиях в Афганистане.
У Bronco 3 — противопульное бронирование, турель с пулемётом, V-образное днище, ослабляющее урон при подрыве на мине. Вездеход преодолевает водные преграды со скоростью пять километров в час.
BAE Systems предложат новинку на базе двухзвенного тягача Beowulf, во многом аналогичного Bronco 3 и SUSV, однако с большей грузоподъёмностью.
Догнать Россию
В опубликованной месяц назад «Арктической стратегии» американцы открыто заявили о стремлении потеснить в регионе Москву и Пекин. Особую обеспокоенность у Пентагона вызывает Россия, располагающая самым крупным в мире ледокольным флотом, сетью военных баз в северных широтах и богатым арсеналом техники, способной без доработок действовать при экстремальном холоде.
В парадах Победы постоянно участвуют арктические модификации отечественных систем ПВО: зенитно-ракетный комплекс малой дальности «Тор-М2ДТ», зенитный ракетно-пушечный «Панцирь-СА», а также специальные версии машин обеспечения.
Почти вся сухопутная техника для арктического региона смонтирована на базе двухзвенных гусеничных вездеходов ДТ-30 «Витязь», которым не страшны самые лютые морозы (до минус 55). Некоторые модификации могут пересекать водные преграды, что в условиях постоянного торошения льдов на Северном полюсе значительно повышает мобильность. Новые «Панцири» и «Торы» прикрывают районы базирования дальнобойных зенитно-ракетных систем С-400, развёртываемых в Арктике с 2015-го.
Уникальный арсенал и у первого полноценного арктического соединения Сухопутных войск — 80-ой отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в посёлке Алакуртти Мурманской области. Морозоустойчивая пехота осваивает, в частности, снегоболотоходы повышенной проходимости ТРЭКОЛ, передвигающиеся на колёсах с огромными шинами сверхнизкого давления. Такие машины и по пересечённой местности идут, не снижая скорости.
Кроме того, у бойцов 80-ой бригады имеются полноприводные грузовики «Урал» и КАМАЗ, адаптированные к экстремальным морозам, снегоходы ТТМ-1901 «Беркут» с отапливаемой кабиной, катера на воздушной подушке. А также — собачьи и оленьи упряжки.
В годы Великой Отечественной упряжки сыграли важную роль в обороне Заполярья. На собаках и оленях доставляли боеприпасы и личный состав к месту назначения. Животные пройдут там, где спасует техника. Кроме того, для арктической бригады разрабатывают специальные модификации танков, боевых машин пехоты и вертолётов — в частности Ми-8АМТШ-ВА с системой обогрева основных агрегатов силовой установки.
Поддержите подпиской на нас в Telegram
Читайте нас на Яндекс.Дзен
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ты не бойся, это — Русь… я и сам её боюсь (видео)
Су-57 лучше не встречаться в бою с F-35
США — страна невыученных уроков?..
Гимн России, он чей?.. (опрос)
По материалу ria.ru
Фото: © РИА Новости / Виталий Тимкив
Материал подготовлен на основе открытых источников