Тонкости заокеанской логистики

Пробка на шоссе Их нравы
Американская автомобилизация. Особенности национального транспорта

Несколько раз порывался написать этот текст. И каждый раз отказывался, полагая, что тема настолько тривиальна, понятна и не требует обсуждения, что и трудиться не стоит.

Однако, когда в очередном комментарии об американских реалиях проскакивало что-то типа: «На покушать у них денег не хватает, но смотрите, за бесплатной едой одни линкольны-шевроле вереницей», — понял, надо объяснить!

Ведь на поверку выходит, что до очень большого числа, наблюдающих за американскими реалиями со стороны (или даже посещавшими штаты в туристических целях) абсолютно не доходит действительное положение дел с ролью автомобиля для среднестатистического жителя США по сравнению, например, с Россией или Европой.

Иллюстрация: e-news.su

Причина такового заблуждения достаточно объяснима, — перенос собственного опыта на чужую реальность согласно любой банальной поговорке… Ведь казалось бы: машины такие же, дороги такие же, «тротуары такие же» (хотя уже тут ставлю кавычки) и т. д., значит и всё, что связано с автотранспортом должно приблизительно соответствовать России, Европе, Азии и пр.

Всё совсем не так.

Чтобы понять, какую роль играет автомобиль для частного автовладельца в Америке, стоит оценить другие виды гражданского транспорта (в смысле средств передвижения для людей, не грузов).

  • Авиация, в целом, развита так же, как и в большинстве других стран, но намного доступнее по цене (для размера американского кошелька), чем, например, в России. И, соответственно, пользуется большим спросом. Позволить себе перелёт может достаточно широкий слой населения с доходом даже ниже среднего, включая студентов или обеспеченных пенсионеров. Связано это в первую очередь с размерами страны. Хотя и далеко не Россия, но всё-таки и не Европа. Распространённость авиаперелётов также будет объяснена ниже.
  • Пассажирский ж/д. транспорт. Тут всё просто — его нет. Т. е. теоретически имеются поезда на некоторые немногочисленные направления, пользующиеся спросом у любителей экзотики. Билеты стоят невменяемых денег. Существует пригородный транспорт в районе мегаполисов. Но подавляющее большинство американцев не ездили на поездах ни разу в жизни (именно так, >90% и ни разу).
  • Междугороднее автобусное сообщение. Существует только благодаря маргиналам и для особых случаев. А именно для тех, у которых нет машины. Бедные студенты, путешественники, у которых нет денег на прокат автомобиля и т. п.
  • Городской общественный транспорт. Существует только в агломерациях больших городов (Чикаго, Нью-Йорк, ЛА…). Маршруты (по нашим меркам) сильно нечастые на остановочные пункты: чем дальше от центра, тем больше расстояние между остановками. Вне мегаполисов — не существует. Ирония ещё и в том, что до таких остановок (вне городов и агломераций) можно добраться только на автотранспорте.
  • Велодорожки достаточно широко представлены и имеют зачастую большую протяженность, но организованы только для рекреационных (отдых и развлечение) целей. Для бытовых задач абсолютно не приспособлены.
  • Как завершающий штрих, условия для пешего передвижения здесь весьма скудные. Проявляется это даже в таких мелочах, как чрезвычайно малая ширина тротуаров и пешеходных тропинок там, где они наличествуют. Если бы какой-нибудь условный «Конюхов» вдруг решил попутешествовать по штатам, ему пришлось бы довольствоваться автостопом. Пешком передвигаться на дальние расстояния физически: невозможно, либо запрещено законом (вдоль автострад).

Не буду пересказывать эпические истории от аборигенов: как автопроизводители боролись с общественным транспортом; как гробились железные дороги и росла, и строилась сеть хайвеев за счёт оборонного бюджета в послевоенные годы… Главное — тот статус-кво, который установился и не собирается исчезать, пока не рухнет весь современный американский уклад.

Иллюстрация: wsj.com

В результате имеется следующая ситуация: среднестатистический американец, выйдя из дома и не имея при этом машины, сможет попасть … никуда.

Без автомобиля в штатах человек фактически обездвижен. Это, как инвалид, на уровне слепоты. Эту истину постигают все эмигранты сразу же по приезду. Иметь водительское удостоверение важнее, чем знание языка. Более того, частенько встречались достаточно долго живущие здесь граждане, которые имели первое, не имея второго.

Поэтому проще перечислить тех, которые НЕ «водители личного автотранспорта». Это:

  • приехавшие на небольшой срок: туристы, студенты, аспиранты;
  • эмигранты — обитатели городских гетто пенсионного возраста, круг жизненных интересов которых расположен в радиусе нескольких кварталов;
  • южноамериканские гастарбайтеры, которые курсируют между клопиными апартаментами и местом работы на челночных убитых развалюхах, типа списанных школьных автобусов.

И всё. Все остальные — водители машин. Вождение машин в штатах — замена ходьбы. Это формирует особенную американскую фигуру, которую не найти больше нигде.

Такая глобальная автомобилизация при отсутствии альтернатив порождает несколько уникальных явлений, характерных, пожалуй, только для США:

Водительское удостоверение (driver license, ID).

Из-за того, что (за малым исключением) каждый житель является водителем, права — главный, основный и универсальный документ. Замена паспорта — для внутреннего использования. В частности, для внутренних перелётов.

В большинстве штатов права на вождение (первые два года с оговорками) можно получить с 16 лет. С этого возраста и до гробовой доски все и ездят. Если возникает ситуация, когда человек машину всё-таки водить абсолютно не может, он всё равно идёт в офис и ему дают такие же по виду права, но с пометкой «без права вождения».

С этим связана ещё одна особенность — необычайная (по нашим меркам) лёгкость сдачи водительского экзамена и получения прав.

Состоит таковая процедура из:

  • экзамена на компьютере (в списке языков можно выбрать и русский), к которому неглупый человек может подготовиться за один вечер, просто проштудировав брошюрку, толщиной со школьную тетрадку;
  • маневрирования между шестью фишками (аналог наших «воротец» или «гаража») с умением сдавать назад;
  • езда по улицам (тихие улицы со скоростью в районе 25 миль в час и несколькими светофорами).

Особенности организации дорожного движения.

Заключаются в первую очередь в лёгкости… скорее, даже — в примитивности, по сравнению с российской логистикой. Это касается всех американских дорог, за исключением мегаполисов, где, как и у нас, броуновское движение.

К этому добавляется ещё «нюансик»: за малыми исключениями (типа СТОПа или «кирпича») американские знаки не соответствуют международным стандартам. Здесь очень любят оформлять предписания к передвижениям — в виде надписей. Что удобно для американцев, но мой тесть, например, воспринимал поначалу с трудом.

Очень распространены на нерегулируемых (светофорами) перекрёстках следующие способы организации движения:

  • кольцевое с преимуществом находящегося на кольце;
  • четырёхсторонний «Стоп» с поочерёдным проездом (первый подъехал — первый пересёк).

Подробная разметка с пояснениями на каждом перекрёстке. Плавность и разреженность потока, все держат дистанцию, по нашим меркам, — значительную. Скоростной режим весьма умеренный, сильно никто не нарушает. Особенно из-за того, что ловят исключительно за это. Сидеть в засаде с радаром — единственное развлечение местных полицейских.

Техническое состояние автомобилей.

Тот факт, что вынуждены ездить все, влияет и на планку официальных требований к техническому состоянию автотранспорта. Скажу так, для некоммерческого (не грузового) их (требований) нет. Особенно по сравнению с нашими. Техосмотра просто не существует.

Лет двадцать назад у нас в штате ещё был обязательным тест выхлопных газов. Сейчас и его давно отменили.

Из-за этого машины на дороге очень разные по своему состоянию. Помимо новых, кредитных «с иголочки», полно совершенно ржавых (буквально дырявых) корыт с одной фарой, примотанной проволокой или с бампером, примотанным скотчем (это не шутка). Никто их не тормозит.

Очень много водителей также не заморачиваются и техобслуживанием даже новых, взятых в кредит машин. Замена масла — для лохов и богачей. Поэтому обычное дело увидеть: на первый взгляд, довольно новый агрегат, дымящий из-за «залёгших» колец.

Школьный транспорт.

Из-за отсутствия альтернативы, школьные автобусы это единственный способ добраться до школы. Поэтому они имеются везде и в большом количестве.

Иллюстрация: topworldauto.com

При поступлении в школу обязательно сообщают место, время и номер школьного автобуса, закреплённого за учеником. Самые яростные баталии родительских советов происходят из-за изменения маршрутов или, того хуже, их отмены.

Старшие классы начинают ездить сами (помните про возраст выдачи прав). В старших школах огромные парковки, побольше, чем в любых торговых центрах. В случае, если автобуса не предусмотрено, родители вынуждены возить «в складчину», по очереди. Часто к этому привлекают бабушек-дедушек.

Цены на автомобили.

Официально, на новые машины цены весьма умеренные, по сравнению с другими странами. Даже ниже, потому что вся прибыль отбивается на кредитах и прочих хитрых страховках, сервисах и т. д.

Цена на б/у падает резко, в разы. Причина тому изложена выше, — за техобслуживанием следят очень плохо. Это не абсолютное правило, но тренд. Поэтому покупка б/у машины — это лотерея, в которой лучше привлекать знающего механика. Ну это и везде так…

Кроме того, продаётся огромное количество откровенного убитого хлама, с неработающим кондиционером и стеклоподъёмниками, жрущего масло и чадящего, но за копейки (фигурально). Такую «тачку» осилит и старшеклассник, поработав лето «халдеем» в каком-нибудь фастфуде.

Бензин.

В абсолютном значения цены достаточно средние. Но, несмотря на сильные колебания, всегда доступные для кошелька обывателя. По-видимому, для штатов это стратегически важный и социально-взрывоопасный параметр, который удерживают всеми силами. Сильно отличается в разных штатах и даже в соседних районах. Такой волатильности в России не бывает никогда. И всё равно они приемлемые для большинства населения.

Бензин на заправках продаётся обычно 3-ёх марок: 87, 90, 92 (93). Качество весьма себе так, за исключением Shell-овского 93-V-Nitro по заоблачной цене. Во все сорта льют очень большой процент спирта, из-за чего сильно снижаются вредные примеси в выхлопе, и даже не очень хороший бензин мало чадит. Этому способствует низкий допуск на содержание серы по сравнением с нашим, что легко выполнять в местных условиях, т. к. весь бензин гонят из лёгких сортов сланцевой и арабской нефти.

Иллюстрация: drive2.com

Вот такая в целом картина складывается. Вроде бы ничего важного не упустил. И так получилась «простынь».

Вывод из изложенного: повальная автомобилизация в штатах давно превратилась из «элемента сладкой жизни» в узы и рамки, из которых выскочить практически невозможно. Это гигантская система извлечения прибыли на всех уровнях. Наличие/отсутствие автомобиля — жизненно важный показатель. Важнее работы, жилья и прочего. Если машина имеется, за остальное можно побороться. После лишения машины (или разрешения ею управлять) следующий шаг только под мост, бомжевать.

Поэтому меня сильно веселят комментарии некоторых про очереди за бесплатной жратвой на автомобилях. А как иначе-то? Пешком туда не попасть!

MIKHAIL YERMAKOV

Поддержите подпиской на нас в Telegram

Читайте нас на Яндекс.Дзен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… (видео)

«Почему русские не улыбаются» или сравнение зарплат космонавтов и астронавтов…

Чем так взбесила русских пользователей блогерша-американка? (видео)

По материалу AfterShock.news

Фото: chron.com

Материал подготовлен на основе открытых источников

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА
Ваше мнение

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.