Что безопаснее такси или личный автомобиль?

Авария с такси Статистика
Разбираемся в статистике: конкретные цифры, досужие рассуждения…

Часто, в тематических спорах граждан можно услышать два кардинально противоположных мнения. «Ой, эти автомобили… столько аварий сейчас на дорогах… да ещё и обслуживание, бензин… куда проще и безопаснее ездить на такси», — утверждают одни. «Да эти таксисты гоняют, как сумасшедшие, лишь бы заработать. Берут туда — невесть кого… на личном транспорте куда безопаснее, нежели на такси», — парируют их оппоненты…

Не будем ввязываться в бесполезный спор. Всмотримся в цифры статистики. Благо, они имеются. Воспользуемся случаем: сравним показатели и рассудим — что кроется за «сухими» цифрами!

Фото: ru.sm.news

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации ещё в 2018 году обнародовал официальные данные в документе со строгим названием: «Аналитический материал по состоянию таксомоторной отрасли в России с точки зрения безопасности дорожного движения».

И пусть нас не смущает год издания документа. Главное:

  • Этот документ имеется.
  • Он относительно «свежий» (из имеющихся полноценных исследований на сегодня).
  • Не всё нашему правительству «по барабану», раз кто-то профинансировал и провёл столь серьёзное исследование.
  • Нам важна ТЕНДЕНЦИЯ последних лет, прослеживаемая в документе. И ВЫВОДЫ, — которые следуют из этой тенденции.

Обратимся к документу.

ДТП СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ:
РОССИЯ VS. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА

Общее количество ДТП

В целом количество дорожно-транспортных происшествий в РФ снизилось со 160 000-170 000 ДТП в год, наблюдавшихся в 2010–2014 годах, до 142 000 ДТП в год по итогам 2017-го.

Смертельные ДТП

В настоящий момент количество погибших в ДТП в России уменьшается, однако остаётся значительно выше аналогичного показателя, рассчитанного по среднему значению 35 развитых стран, входящих в международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В России количество погибших в ДТП за последние 24 года сократилось на 100 человек на миллион населения и к 2016 году опустилось ниже отметки в 150 жертв на миллион населения.

График 01 Количество-ДТП

Тот факт, что за последние годы количество ДТП и смертей на наших дорогах уменьшается — это прекрасно. Плохо, что они вообще наличествуют. Но тут уж, как говорится, что имеем… Главное, — тенденция просматривается позитивная.

Чем это обусловлено? Мне представляется, причин несколько.

  • кто бы что ни говорил, но постепенно количество дорог в стране увеличивается, а их качество — улучшается.

Да, не так споро, как нам бы этого хотелось. Однако отрадно, что худо-бедно, но дорожным хозяйством всё-таки вообще занялись.
Согласитесь, за последние годы заметно увеличилось количество транспортных развязок, мостов, различимых дорожных знаков, «лежачих полицейских», современных переходов (подземных, надземных, регулируемых), видеокамер наблюдения. Что также, отчасти, объясняет приведённую выше положительную динамику.

График 02 Количество смертей в ДТП на 1 млн жителей
  • ужесточение законодательства за нарушение ПДД.

Конечно же, ужесточение (чего бы то ни было) в нашей стране, тут же приводит к стройному вопиющему хору «либеральствующих» граждан и им сочувствующих. Мол: «Полицейское Государство! Деспотичная Власть! Не дают вздохнуть простому человеку в стране! Долой Запреты! Судью на мыло!»…

Но, друзья, давайте будем откровенными, хотя бы перед самими собой.

  • Во-первых, ужесточение законодательства в этой сфере — тенденция общемировая: и на развитом Западе, и в странах «третьего мира». Потому как: количество автотранспорта неуклонно возрастает. И ежели не ужесточать, то можно получить полную анархию и хаос на дорогах, с заметным увеличением числа жертв от этой самой анархии. А оно нам надо?
  • Во-вторых, человек, загадочное существо. Для получения результатов воспитательной работы, ему, почему-то, обязательно нужны «кнут» и «пряник». Особенно «кнут». Особенно… так уж сложилось исторически и ментально, — изрядной части жителей нашей необъятной родины, с присущей только нам «загадочной русской душой»…
График 03 Количество ДТП по месту совершения (2018)

  • общий стаж вождения у граждан страны, пусть медленно, но неуклонно растёт.

Что называется, постепенно появляются опыт и культура поведения у всех участников дорожного движения.
Вспомните, ещё лет 10 назад, чтобы перейти дорогу по «зебре», пешеходу нужно было предварительно ой как внимательно озираться по всем сторонам горизонта, дабы не быть сбитым шальным «водилой»… иногда, даже на тротуаре… Сейчас же, подходишь к пешеходному переходу, и 8 из 10-ти автомобилей притормозят у «ЗЕБРЫ» и пропустят «безлошадного» участника дорожного движения… Разве плохо?

Но вернёмся к документу…

СТРУКТУРА ЛЕТАЛЬНЫХ ДТП

Структура ДТП

В городской черте происходит 79% всех ДТП, и только 21% ДТП приходится на движение вне города. Однако тяжесть ДТП вне города существенно выше.
БОльшее количество ДТП в городе объясняется бОльшей интенсивностью здесь дорожного движения.
По данным ГИБДД, основным видом нарушения ПДД, влекущим за собой аварии, является несоблюдение очерёдности проезда перекрёстка (19% от ДТП в связи с нарушениями ПДД).

График 04 Летальные ДТП по месту совершения (2015–2018)

Летальные ДТП

70% всех смертей в ДТП произошло в авариях, случавшихся вне границ населённых пунктов.
Такое распределение объясняется в среднем более низкой скоростью движения автомобильного транспорта в городской черте в связи с большим количеством светофоров, высокой плотностью движения и более частым контролем за соблюдением ПДД, а также отсутствием ночного освещения и состоянием дорожного полотна вне городской черты.

Ну, с этими пунктами статистики, всё более-менее понятно. А теперь давайте вернёмся к предмету нашего заочного спора, вынесенного в заголовок.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С ТАКСИ

Такси и ДТП

Абсолютное количество ДТП с легальными такси растёт, увеличившись с 2 154 ДТП в 2015 году до 2 917 ДТП по итогам 2017 года и показав среднегодовой темп роста в 16,3%. При этом среднегодовой темп роста разрешений за аналогичный период составил порядка 17,5%. Это привело к тому, что показатель количества ДТП к активному парку такси улучшился.
За 9 месяцев 2018 года с участием такси произошло 2 309 случаев ДТП.
Удельное значение ДТП на транспортную единицу показывает, что использование такси более безопасно относительно частного легкового автомобильного транспорта.

График 05 Количество ДТП с такси

Смертельные ДТП

Доля ДТП такси со смертельным исходом за анализируемые периоды сокращается, снизившись с 8,8% в 2015 году до 5,7% по итогам 9 месяцев 2018 года.
Удельно на одно зарегистрированное такси количество погибших меньше, чем аналогичный показатель для легкового транспорта в частном пользовании.

График 06 Доля ДТП со смертельным исходом

Количество раненых

Удельный показатель по количеству раненых в одном ДТП с такси показывает устойчивый тренд к снижению.

График 07 Количество ДТП на транспортную единицу в год

Конечно же, мы понимаем, что вышеозначенная статистика основывается на числе официально зарегистрированных такси. Следовательно, так называемые «бомбилы» в неё не попадают. Кабы учитывались и они, то, понятное дело, цифры, приведённые выше, несколько бы отличались от приведённых выше — в ту или иную сторону.

График 08 Количество раненых на 1 ДТП

Однако, принимая во внимание, что статистика — ОТНОСИТЕЛЬНО точная наука — нам важны всё же не конечные цифры, а тенденция, которую эти цифры знаменуют. А тенденция эта, как ни крути, слава Богу — положительная!

Но вернёмся к официальному документу. Поверьте, там ещё немало интересного…

География ДТП

По итогам 2017 года порядка половины ДТП (47%) с такси произошло в Центральном федеральном округе. 37% относительно всех ДТП в России произошло в Москве и Московской области.
В целом на ЦФО по итогам 2017 года приходится 31% от действующих разрешений на осуществление деятельности такси. При этом на Москву и Московскую область приходится более 20% от выданных по всей России разрешений.

График 09 География ДТП с такси (2017 год)

Значительная доля ДТП в Центральном федеральном Округе может быть объяснена более интенсивным режимом движения автомобилей по сравнению с прочими регионами России в связи с высокой концентрацией населения и большим количеством автомобилей на душу населения. А также разрывом в расстоянии между домом и работой, выраженной маятниковой миграцией из пригородов в крупные города региона.

География смертельных ДТП

График 10 География смертельных ДТП с такси

По итогам 2017 года в авариях с такси погиб 181 человек, что составляет 4% от общего количества погибших в авариях с легковыми автомобилями на территории РФ.

УДЕЛЬНАЯ АВАРИЙНОСТЬ С УЧЁТОМ ПРОБЕГА
ДТП

График 11 Удельная аварийность с учётом пробега

Километр поездки в такси в среднем в 2,6 раза безопаснее относительно поездки в легковом автомобиле.

Смертельные ДТП

Шанс попасть в смертельное ДТП в такси в 4,7 раза ниже, чем при поездке на легковом автомобиле.

График 12 Количество ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)

Что сказать, думаю, что приведённые выше выкладки Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, красноречиво, в графиках и цифрах, отвечают на поставленный нами в начале статьи вопрос.

График 13 Количество смертей в ДТП (на 100 млн км пробега, 2017)

Ну, а каким транспортом пользоваться (общественным или личным) — решать вам!

Материал подготовил Дмитрий КОНИНИН

Поддержите подпиской на нас в Telegram

Читайте нас на Яндекс.Дзен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… (видео)

ТАКСИчный сон в 400 фунтов (видео)

Инь и ян современного автопрома

Когда и где появился первый автомобиль

По материалу rabota-w-taxi.ru, использованы официальные материалы Аналитического центра при Правительстве РФ

Фото: Yandex, rabota-w-taxi.ru

Материал подготовлен на основе открытых источников

Поделитесь с друзьями
Кофе ЭКС-ПРЕССА
Ваше мнение

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.